Смена директора не предполагала «революции» в деятельности Центра, и ее и не произошло: коллектив был нацелен на будничную, но интересную и чрезвычайно полезную работу, ради которой и создавалась организация, - на оказание правовой помощи с использованием международных механизмов людям, чьи права были нарушены. Мы продолжали выполнение начатого еще в предыдущий год весьма востребованного в нашей стране проекта Общественная приемная по международной защите прав человека.

            В рамках его реализации мы

- оказывали юридическую помощь гражданам путем проведения консультаций (по переписке в ответ на поступающие обращения и на личном приеме) в сфере обеспечения и восстановления прав человека;

- готовили жалобы в Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН;

- направляли обращения в Европейский комитет по предотвращению пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;

- вели переписку с Европейским Судом по направленным жалобам; 

- осуществляли защиту граждан по уголовным и гражданским делам в национальных судах с целью исчерпания внутренних средств правовой защиты и своевременного и качественного представления жалоб в Европейский Суд;

- готовили методические материалы по вопросам защиты прав человека и обращения в международно-правовые органы;

- вели разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам использования международно-правовых механизмов для защиты прав человека;

-поддерживали контакты с секретариатом и структурами ПАСЕ, другими правозащитными национальными и международными организациями;

- осуществляли мониторинг выполнения властями решений и рекомендаций Европейского Суда.

Так продолжалось до сентября, когда проект, грант на который был получен в 2015 году, закончился. Мы, разумеется, заблаговременно обратились за новым грантом, который бы позволил продолжить проект с сентября и далее. Но получили отказ.

Мы пытались убедить экспертов и руководителей оператора средств, выделяемых государством НКО, движения  Гражданское достоинство в том, что наша работа не может быть прервана в одночасье, что только в рамках выполнения предыдущих проектов по их грантам мы подали 90 жалоб в Европейский Суд и что подача жалобы – это только первый шаг в разрешении жалобы, за которым следует большая юридическая работа и работа с заявителями. Наши доводы, однако, остались без внимания. Мото- и автопробеги были, как очевидно, признаны более необходимыми обществу, чем защита прав его членов

Иначе говоря, с сентября прошлого года мы остались без грантов и должного финансирования, но работу не прекратили. Не мне вам говорить, что это просто невозможно – нам постоянно пишут и звонят, мы ведем переписку по жалобам в Европейском Суде, нам предлагают все новые и новые дела. Как можно это сразу отбросить в сторону? Это же не мотопробег, отсутствие которого вряд ли кто-то заметит, кроме исполнителей, и который вполне можно отложить 

Мы не можем оставить без внимания сотни и даже тысячи людей, которые нуждаются в таком внимании. И нет, кстати, никаких свидетельств того, что поток обращений к нам за защитой прав может ослабнуть в ближайшее время.

Вместе с тем, объем нашей работы в последние годы стабилизировался. Ушел в прошлое период, когда мы получали по пять-шесть тысяч писем ежегодно и консультировали граждан четыре дня в неделю, а телефон звонил практически непрерывно. Сейчас уже никого не удивишь страсбургской процедурой – она стала, с одной стороны, значительно доступней и понятней, а с другой – люди перестали относиться к ней, как к какой-то панацее.  

За отчетный период Центр ответил на 1140 писем  (предыдущий год – 1392 письма; справочно: 2014 год – 2284, 2008 год – 5244 письма). Таким образом, в последние годы количество поступающих к нам писем заметно падает. При этом сохраняется самая широкая география поступления – более чем из 50 субъектов федерации. Подавляющая часть – от заключенных.

Тематика писем многие годы остается стабильной и связана главным образом с нарушениями статей 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской Конвенции. Другие статьи в письмах затрагиваются реже, что и понятно, учитывая озабоченности отправителей, отбывающих наказание. 

Ответы на обращения граждан (письменные и устные) по обыкновению сопровождаются предоставлением подготовленной юристами Центра литературы, разъясняющей международные стандарты в области прав человека и правила обращения в международные органы для их защиты, а также специально подготовленных памяток по конкретным вопросам практического применения международно-правовых механизмов правозащиты. Все памятки периодически обновляются и дополняются с учетом меняющихся требований Суда и практики. Большим спросом продолжает пользоваться наше практическое пособие для обращающихся в Европейский Суд. Оно, правда, несколько устарело в связи с изменением процедуры обращения, но мы подготовили уже не один вкладыш, который скорректирует текст. Со временем, видимо, нужно будет ставить вопрос о его переиздании. Вопрос, конечно, упрется не только в деньги, которых нет, но и в авторство.

Неукоснительно соблюдается правило о том, чтобы ни одно поступившее к нам  письмо не осталось без ответа. При этом мы отвечаем не только на вопросы, связанные с Европейским Судом, но и стараемся не оставлять без внимания и все другие правовые вопросы. Пытаемся индивидуализировать письма, чтобы их получатель мог почувствовать личностное отношение автора.

Несколько лет назад мы вынуждены были полностью прекратить переотправку писем заключенных в Европейский Суд и другие международные организации в связи с изменением порядка направления по почте писем и бандеролей от юридических лиц. Они теперь все подвергаются таможенному досмотру, за что взимается весьма существенная пошлина.  

Что касается устных консультаций, то их количество также постепенно уменьшается. В отчетный период было дано 62 консультации, в то время как в предыдущем году  –  80 (справочно: в 2006 году было дано 335 консультаций).   

   В ходе беседы с посетителями консультанты Центра сталкивались практически с теми же проблемами, что и в письмах, и, соответственно, ставили перед собой те же задачи: конкретным советом или конкретным делом помочь человеку в разрешении его проблем, связанных с предполагаемым нарушением прав. В отличие от писем, однако, при личном обращении гораздо чаще встречались жалобы на нарушения в ходе гражданско-правовых отношений, что и понятно, поскольку эти проблемы не связаны с лишением свободы и люди сами могут прийти в Центр, принести необходимые документы.

Во время личного общения давались не только советы и разъяснялись права и их нарушения, но и велась конкретная работа по подготовке жалоб в Европейский Суд или проверке подготовленного текста. В связи с этим практиковались повторные консультации, в процессе которых выверялись тексты документов, составленные на основе полученных советов и рекомендаций.  

В последнее время заметно расширилась наша переписка и консультирование по электронной почте. Этот вид общения со временем, по-видимому, вытеснит, как и в целом в жизни,  почтовую переписку. 

Упростившийся в последние годы доступ заключенных к телефонной связи значительно расширил и наши телефонные консультации. Хотя по телефоны они и затруднительны, но как можно отказать в беседе человеку, звонящему с зоны? Как минимум такие беседы состоятся раз в день. Так что будет правильным причислить еще как минимум 250 консультаций в год по телефону.

Обобщающим показателем эффективности деятельности Центра и выполнения им проекта является число граждан, которым оказана помощь, в том числе и в первую очередь по линии Европейского Суда по правам человека и Комитета по правам человека ООН. В 2016 году Центр представил в Европейский Суд приблизительно 34 жалобы российских граждан.

За этот же период Европейский Суд принял рекордное для нас количество  окончательных решения по делам, представленным юристами Центра – 66. Предыдущий рекорд в 40 решений приходился на 2010 год. Их 66 решений прошлого года в двух не было обнаружено нарушений, три жалобы признаны неприемлемыми, одна снята с рассмотрения ввиду смерти заявительницы и отсутствия преемника, двенадцать дел закончились мирным урегулированием.     

В целом же на конец 2016 года Центр имел окончательные решения по 336 делам.  

Поскольку каждое решение помимо индивидуального имеет еще и общее значение, эти цифры, разумеется, не определяют общую картину воздействия того или иного решения на ситуацию в стране и, соответственно, на число людей, затронутых этим воздействием. Практически значимость таких решений и, соответственно, число людей, получивших помощь, гораздо больше. 

В отчетном, как и в предыдущие годы, в целях популяризации правозащитной деятельности и работы Европейского Суда по правам человека в печатных и электронных СМИ инициирована публикация свыше 15 материалов о деятельности Центра и делах, которые он ведет (в 2015 году таких публикаций было 20).