Истекший год для нашей организации ознаменован в первую очередь тем, что мы внесли некоторые поправки в Устав. Это было вызвано как изменениями законодательства и соответственно требований к этому документу, так требованиями реальности. Так, мы теперь именуемся «региональной», а не «межрегиональной» организацией, хотя и прежде вопреки названию были зарегистрированы в качестве региональной организации. У нас изменилась структура руководства организацией, порядок приема в ее члены, официально утвержден логотип.

Все осуществленные изменения, однако, не затронули главного – целей и задач, миссии организации. Мы продолжали реализацию проекта, которым Центр занимается уже более десяти лет и который, к сожалению, не потерял и сегодня свою актуальность и востребованность - Общественная приемная по международной защите прав человека. В прошлом году мы вновь получили от Общероссийского общественного движения Гражданское достоинство, которое является одним из операторов средств, выделяемых государством НКО, грант на этот проект в сумме 3,8 млн. рублей.

В рамках реализации проекта мы

  • оказывали юридическую помощь гражданам путем проведения консультаций (по переписке в ответ на поступающие обращения и на личном приеме) в сфере обеспечения и восстановления прав человека;
  • готовили жалобы в Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН;
  • направляли обращения в Европейский комитет по предотвращению пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания; - вели переписку с Европейским Судом по направленным жалобам;
  • осуществляли защиту граждан по уголовным и гражданским делам в национальных судах с целью исчерпания внутренних средств правовой защиты и своевременного и качественного представления жалоб в Европейский Суд;
  • готовили методические материалы по вопросам защиты прав человека и обращения в международно-правовые органы;
  • вели разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам использования международно-правовых механизмов для защиты прав человека;
  • поддерживали контакты с секретариатом и структурами ПАСЕ, другими правозащитными национальными и международными организациями;
  • осуществляли мониторинг выполнения властями решений и рекомендаций Европейского Суда.

Хочется еще раз отметить важность того, что, несмотря на отсутствие финансирования в 2013 году, мы продолжали работу и тем самым обеспечили непрерывность взаимодействия граждан с Европейским судом как с точки зрения новых обращений, так и работы с делами, находившимися на рассмотрении в Страсбурге. Трудно сказать, смогли бы сейчас вести проект, однажды прервав его.

Объем нашей работы в последние годы стабилизировался. Ушел в прошлое период, когда мы получали по пять-шесть тысяч писем ежегодно и консультировали граждан четыре дня в неделю, а телефон звонил практически непрерывно. Сейчас уже никого не удивишь страсбургской процедурой – она стала, с одной стороны, значительно доступней, а с другой – люди перестали относиться к ней, как к какой-то панацее.

За отчетный период Центр ответил на 1392 письма (предыдущий год – 2284; справочно: 2008 год – 5244 письма). Таким образом, в последние годы количество поступающих к нам писем заметно падает. При этом сохраняется самая широкая география поступления – более чем из 50 субъектов федерации. Подавляющая часть – от заключенных.

Тематика писем многие годы остается стабильной и связана главным образом с нарушениями статей 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской Конвенции. Другие статьи в письмах затрагиваются редко, что и понятно, учитывая озабоченности отправителей, отбывающих наказание.

Ответы на обращения граждан (письменные и устные) по обыкновению сопровождаются предоставлением подготовленной юристами Центра литературы, разъясняющей международные стандарты в области прав человека и правила обращения в международные органы для их защиты, а также специально подготовленных памяток по конкретным вопросам практического применения международно-правовых механизмов правозащиты. Все памятки периодически обновляются и дополняются с учетом меняющихся требований Суда и практики. Большим спросом продолжает пользоваться наше практическое пособие для обращающихся в Европейский Суд. Оно, правда, несколько устарело в связи с изменением процедуры обращения, но мы подготовили уже не один вкладыш, который скорректирует текст. Со временем, видимо, нужно будет ставить вопрос о его переиздании. Вопрос, конечно, упрется не только в деньги, но и в авторство.

Неукоснительно соблюдается правило о том, чтобы ни одно поступившее к нам письмо не осталось без ответа. При этом мы отвечаем не только на вопросы, связанные с Европейским Судом, но и на все другие правовые вопросы. Стараемся индивидуализировать письма, чтобы их получатель мог почувствовать личностное отношение автора.

Мы вынуждены были полностью прекратить переотправку писем заключенных в Европейский Суд и другие международные организации в связи с изменением порядка направления по почте писем и бандеролей от юридических лиц. Они теперь все подвергаются таможенному досмотру, за что взимается весьма существенная пошлина.

Что касается устных консультаций, то их количество осталось практически на уровне прошлого года: в отчетный период было дано 80 консультаций, в то время как в предыдущем году 71.

В ходе беседы с посетителями консультанты Центра сталкивались практически с теми же проблемами, что и в письмах, и, соответственно, ставили перед собой те же задачи: конкретным советом или конкретным делом помочь человеку в разрешении его проблем, связанных с предполагаемым нарушением прав. В отличие от писем, однако, при личном обращении гораздо чаще встречались жалобы на нарушения в ходе гражданско-правовых отношений, что и понятно, поскольку эти проблемы не связаны с лишением свободы и люди сами могут прийти в Центр, принести необходимые документы.

Во время личного общения давались не только советы и разъяснялись права и их нарушения, но и велась конкретная работа по подготовке жалоб в Европейский Суд или проверке подготовленного текста. В связи с этим практиковались повторные консультации, в процессе которых выверялись тексты состязательных документов, составленные на основе полученных советов и рекомендаций.

В последнее время заметно расширилась наша переписка и консультирование по электронной почте. Этот вид общения со временем, по-видимому, вытеснит, как и в целом в жизни, почтовую переписку. Обобщающим показателем эффективности деятельности Центра и выполнения им проекта является число граждан, которым оказана помощь, в том числе и в первую очередь по линии Европейского Суда по правам человека. В 2015 году Центр представил в Европейский Суд приблизительно 36 жалоб российских граждан.

За этот же период Европейский Суд принял 28 окончательных решения по делам, представленным юристами Центра, в том числе в пяти делах не было установлено нарушений конвенции или они были признаны неприемлемыми, а восемь дел закончились мирным урегулированием; по одному делу было принято решение о приемлемости.

В целом же на конец 2014 года Центр имел окончательные решения по 271 делу.

Поскольку каждое решение помимо индивидуального имеет еще и общее значение, эти цифры, разумеется, не определяют общую картину воздействия того или иного решения на ситуацию в стране и, соответственно, на число людей, затронутых этим воздействием. Практически значимость таких решений и, соответственно, число людей, получивших помощь, гораздо больше.

В отчетном, как и в предыдущем году в целях популяризации правозащитной деятельности и работы Европейского Суда по правам человека в печатных и электронных СМИ инициирована публикация свыше 20 материалов о деятельности Центра и делах, которые он ведет.

В этих же целях четыре раза мы проводили так называемые Страсбургские посиделки. К сожалению, Независимый пресс-центр больше не существует, но мы, похоже, нашли новую площадку для наших собраний и, видимо, будем разрабатывать ее в нынешнем году, сочетая с работой со студенческой аудиторией.