Остановить работу организации такая ситуация не смогла. У нас более 350 жалоб ожидает решения в Европейском Суде и асе они требуют постоянного внимания. С другой стороны, люди, нуждающимся в защите продолжают обращаться к нам с просьбами о помощи.

В прошлом году исполнилось 25 лет со дня учреждения нашего Центра в декабре 1994 года. В  сентябре нынешнего года столько же лет исполнится со дня его официальной регистрации в Минюсте.

В такой юбилейный период, свидетельствующий о зрелости, мы не могли спасовать. Наша общественная приемная по международной защите прав человека и основных свобод продолжала действовать Как и прежде наша работа включала в себя

- оказание юридической помощи гражданам путем проведения консультаций (по переписке в ответ на поступающие письменные обращения, по электронной почте, по телефону и на личном приеме) в сфере обеспечения и восстановления прав человека;

- подготовку жалоб в Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН;

- ведение переписки с Европейским Судом и Комитетом по направленным жалобам;

- поддержание контактов с заявителями в целях подготовки соревновательных документов для Суда%

- подготовку методических материалов по вопросам защиты прав человека и обращения в международно-правовые органы;

- ведение разъяснительной работы в средствах массовой информации по вопросам использования международно-правовых механизмов для защиты прав человека;

  • поддержание контактов с секретариатом и структурами ПАСЕ, другими правозащитными национальными и международными организациями;

- осуществление мониторинга выполнения властями решений и рекомендаций Европейского Суда.

В прошлом году я подробно проанализировала причинив и побудительные мотивы работы нашей организации. Чтобы не повторятся, отмечу главное: наша деятельность востребована обществом, она нужна людям независимо от того, что считают по этому поводу эксперты Фонда президентских грантов.

         За отчетный период мы ответили на 1513 писем, пришедших практически их всех субъектов федерации. В основном это письма от заключенных. В дополнение к обычным письмам в прошлом году мы получили более 250 электронных писем, на которые, разумеется, тоже ответили.  . 

Тематика писем многие годы остается стабильной и связана главным образом с нарушениями статей 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской Конвенции. Другие статьи в письмах затрагиваются реже, что и понятно, учитывая озабоченности отправителей, отбывающих наказание. 

Ответы на обращения граждан (письменные и устные) по обыкновению сопровождаются предоставлением подготовленной юристами Центра литературы, разъясняющей международные стандарты в области прав человека и правила обращения в международные органы для их защиты, а также специально подготовленных памяток по конкретным вопросам практического применения международно-правовых механизмов правозащиты. Все памятки периодически обновляются и дополняются с учетом меняющихся требований Суда и практики. Большим спросом продолжает пользоваться наше практическое пособие для обращающихся в Европейский Суд. Оно, правда, давно устарело в связи с изменением процедуры обращения Нужно, конечно, ставить вопрос о его переиздании, но перед кем?

Что касается устных консультаций, то в последние годы они теряют свою актуальность. Возросший темп жизни и новые технические средства не оставляют людям возможности тратить время на личное посещение юриста. 

Зато растет желание людей получить консультацию по телефону, чему способствует и упростившийся в последние годы доступ заключенных к телефонной связи. Хотя по телефоны консультации и затруднительны, но как можно отказать в беседе человеку, звонящему с зоны? Как минимум, в день звонят по пять-десять раз. В течение года, таким образом, таких звонков было  около двух тысяч.

Обобщающим показателем эффективности деятельности Центра и выполнения им проекта является число граждан, которым оказана помощь, в том числе и в первую очередь по линии Европейского Суда по правам человека и Комитета по правам человека ООН. В 2019 году сотрудники Центра представили в Европейский Суд 79 жалоб (в 2018 году –64 жалобы российских граждан.

За этот же период Европейский Суд принял 39 окончательных решения по делам, представленным юристами Центра (в 2018 году – 46),  в том числе восемь дел были решены на основе односторонней декларации правительства (мирное урегулирование), 14 дел были признаны неприемлемыми или в них Суд не усмотрел нарушений. 

В целом же на конец 2018 года Центр имел окончательные решения по 511 делам. 

Поскольку в отношении каждое решения государство принимает не только индивидуальные, но и общие меры, эти цифры, разумеется, не определяют общую картину воздействия того или иного решения на ситуацию в стране и, соответственно, на число людей, затронутых этим воздействием. Практически значимость таких решений и, соответственно, число людей, получивших помощь, гораздо больше. Оно составляет несколько сотен тысяч. Взять, например, практику добросовестного приобретения жилья у недобросовестных продавцов – Европейский Суд поменял ее в корне в пользу пострадавших.  

Пока, к сожалению, мы не имеем статистики Европейского Суда за 2018 год, но, думается, что достигнутые резкльтаты позволят нам сохранить нишу в положительных решениях Суда на уроине 15-20 процентов.   

В отчетном, как и в предыдущие годы, в целях популяризации правозащитной деятельности и работы Европейского Суда по правам человека в печатных и электронных СМИ инициирована публикация свыше 10 материалов о деятельности Центра и делах, которые он ведет.

В заключение хочется еще раз констатировать; сейчас не лучшие времена для правозащиты с точки зрения работы, но хорошие с точки зрения обилия материала. Второе, видимо, и объясняет первое.